Россияне сегодня все чаще прибегают к банковским кредитам. Согласно недавнему исследованию ВЦИОМ, на вопрос, есть ли у респондентов или членов их семьи непогашенный на данный момент кредит, 57% опрошенных ответили утвердительно. Это более чем в два раза превышает уровень «кризисного» 2009 года, когда на аналогичный вопрос утвердительно ответили 26% россиян. В ситуации продолжающейся стагнации экономики и падения реальных доходов населения такой рост потребительского кредитования многие экономисты оценивают как тревожный факт и надувание кредитного пузыря.
Характерно, что согласно данным того же опроса, на закрытый вопрос (предполагавший любое число ответов): «Из каких средств вы планируете погашать кредит?», — абсолютное большинство респондентов (75%) заявили, что собираются это делать за счет отнюдь не растущей заработной платы, низких пенсий (24%), при помощи родственников и друзей (6%), продажи продуктов, произведенных в подсобном хозяйстве (5%). Лишь 6% намерены погашать их за счет доходов от своего бизнеса, 2% — с помощью сдачи внаем жилья, дачи или земельного участка.
Мнения экспертов, опрошенных «Росбалтом», как расценивать ситуацию с ростом задолженности россиян банкам — как положительный или негативный признак, — разделились.
Так, по словам директора Института стратегического анализа Игоря Николаева, такой показатель, как увеличение потребительских кредитов, является свидетельством улучшения ситуации в экономике либо ее ухудшения — в зависимости от ее общего состояния.
«Когда доходы и зарплаты населения растут, увеличение количества и объемов кредитования населения является положительным фактом, так как в этом случае кредиты являются драйвером экономики», — отмечает специалист. «Однако когда реальные доходы населения снижаются (а они так и не перешли в положительную плоскость — за январь—сентябрь 2017 года реальные доходы населения РФ составили минус 1,2% по отношению к январю-сентябрю 2016 года), то к этому факту надо относиться по-другому», — считает Николаев.
Эксперт отметил, что прекратился и едва наметившийся рост российской промышленности. «То, что рост промышленности (а это ключевой вид экономической деятельности) по итогам октября оказался нулевым по отношению к прошлому году, тоже вносит определенную тревогу», — сказал он.
По мнению аналитика, «при снижающихся доходах населения не стоит также переоценивать и положительные цифры розничной торговли, поскольку рост розницы при снижении реальных доходов граждан достигается в первую очередь за счет их кредитной активности. То есть все большее число людей залезает в долги».
В связи с этим в такой ситуации рост кредитной активности населения скорее в большей степени является предметом для беспокойства, чем для удовлетворения, считает Николаев. «Признаки (кредитного) пузыря имеются, лопнет он или нет, зависит от того, что произойдет с экономикой в целом», — говорит специалист, соглашаясь и с тем фактом, что значительная часть новых кредитов сегодня берется россиянами не на те или иные потребительские цели, а на рефинансирование старых кредитов, что также не является обнадеживающим признаком.
Между тем директор по маркетингу и коммуникациям «Объединенного кредитного бюро» Екатерина Котова отмечает, что рост объемов кредитования россиян со стороны банков остается все еще относительно невысоким и до сих пор не достиг уровня трехлетней давности.
«Вопрос — с чем сравнивать. Если посмотреть на 2013—2014 годы, то количество выданных кредитов и их объемы сегодня меньше, чем тогда», — резюмирует эксперт. «Сейчас можно говорить о некоем восстановлении объемов кредитования, о росте этого показателя по сравнению с 2015—2016 годами, но утверждать, что банки (снова) активно кредитуют россиян, нельзя, поскольку требования к заемщикам сохраняются достаточно жесткие», — отметила специалист.
«То есть да, ставки сегодня немного упали, кредитная активность понемногу восстанавливается, но говорить о том, что банки сегодня раздают кредиты налево-направо, нельзя. Банки продолжают фокусироваться на своих, уже существующих заемщиках. Если посмотреть финансовую аналитику, то сегодня одобряется только каждая третья кредитная заявка. В 2014 году уровень одобрения был выше», — констатирует Котова.
По ее словам, «рост новых кредитов сегодня идет в основном за счет увеличения среднего чека. Если в денежном выражении в 2017 году, по сравнению с 2016-м, объем потребительских кредитов вырос почти на 30%, то количество новых кредитов за тот же период увеличилось только на 8%. То есть банки стали давать большие суммы своим проверенным клиентам, зарплатникам, но почти не расширяли число новых клиентов».
Leave a Reply