В начале ноября Европу накрыло радиоактивным облаком. Французские специалисты тогда обнаружили в пробах воздуха изотопы рутения-106. Предполагается, что радиация пришла из России, возможно что-то случилось на комбинате «Маяк» — крупном предприятии по хранению и переработке ядерных отходов.
Российские власти утверждают, что никаких аварий, связанных с радиоактивными выбросами в Челябинской области, где расположен комбинат, не было. И это несмотря на отчет Росгидромета, который зафиксировал в сентябре экстремальное повышение радиоактивного фона в районе села Аргаяш Челябинской области.
Западные специалисты опасаются, что Россия снова утаивает очередную катастрофу, а СМИ вспоминают «Кыштымскую аварию», которая произошла на предприятии «Маяк» шестьдесят лет назад.
Издание отмечает, что о взрыве емкостей с высокорадиоактивными отходами на первом в СССР ядерном комплексе «Маяк» мир узнал только спустя 20 лет. Некоторые детали аварии неизвестны до сих пор.
Комплекс построили в 1948 году в обстановке строжайшей секретности, посреди сибирского леса, в самом начале холодной войны. Это место не обозначено ни на одной карте. Как и окружающие его города, такие как Озерск, известный тогда под названием Челябинск-65. Ближайший город назывался Кыштым.
«Маяк» производил плутоний. СССР пустил в ход все средства, чтобы производство было как можно более быстрым и массированным. Вопросы охраны окружающей среды и здоровья людей не ставились вообще. Сначала жидкие радиоактивные отходы от производства ядерного топлива сбрасывались в речку Теча. Однако катастрофические последствия вынудили власти искать другое решение.
Отходы стали складироваться в емкостях, расположенных в маленьком озере Карачай. Из-за ненадлежащего технического обслуживания 29 сентября 1957 года емкости взорвались, выбросив в атмосферу от 70 до 80 тонн отходов. Большое количество их осело на месте, но часть поднялась на высоту и образовала радиоактивное облако, которое двинулось на северо-восток.
Воздействию подверглись примерно 270 тысяч жителей на территории в несколько тысяч квадратных километров. Площадь в 1 тысячу квадратных километров была особенно зараженной. Эта зона, над которой пролетело облако, сейчас называется «Восточноуральским радиоактивным следом».
И вот теперь еще один возможный несчастный случай на «Маяке» — заводе в сердце российской ядерной программы — и недостаточность информации о нем снова вызывает тревогу, пишет The New York Times.
«Это укрывательство интереснее самого инцидента, — заявил изданию Фрэнк Н. фон Гиппель, физик в Принстоне. — Думаю, они, возможно, сильнее боятся встревожить местных жителей, чем мир. С политической точки зрения, это могло бы стать очень разрушительным для того спокойствия, которое Путин предписал данному объекту».
Leave a Reply