Компания требует пересмотра ключевых условий сделки: объем поставок, которые должны начаться в 2018 году, как считает Gail, нужно сократить, а цену на газ — снизить.
«Газпром» противится: холдинг направил в Индию уведомление о начале отгрузки в апреле 2018 года, а это означает, что он решил настаивать на своем и не пересматривать условия, рассказали источники «Ъ».
Контракт с Gail — самый крупный в СПГ-портфеле «Газпрома». Исходно планировалось, что газ пойдет со Штокмановского месторождения, но проект был заморожен. Тогда «Газпром» заключил контракт с «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, газ которого решил перепродавать в Индию.
Но спрос в стране оказался меньше расчетов (во многом из-за задержек со строительством внутренних газопроводов), и в этом году Gail же приходилось перепродавать СПГ, полученный по долгосрочным контрактам. СПГ-контракты традиционно содержат жесткое условие take-or-pay (не менее 85%), и Gail грозят убытки, так как при перепродаже на споте она, скорее всего, получит цену ниже.
«Газпром» же также не хочет оставаться с газом, продать его на азиатском рынке, который затоварен и законтрактован на годы вперед, будет сложно.
Пересмотреть договор с «Ямал СПГ» также нельзя: газ проекта «Газпром» согласился покупать в течение 20 лет, а эта сделка — базовая для проектного финансирования завода по сжижению.
Скорее всего, выход из тупика придется искать на политическом уровне, говорит глава направления СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин: «Газпрому» придется пойти на компромисс, учитывая его надежды выйти на индийский рынок вслед за китайским.
Leave a Reply