В базовом сценарии, который рассчитан с нефтью чуть дороже 60, сумма меньше — 19 млрд долларов. Но все же она на 3 млрд долларов превышает то, что центробанк ждал в декабре, и почти вдвое — прогноз, сделанный осенью (10 млрд долларов).
Базовый прогноз на 2019-й год увеличен вдвое — с 8 до 15 млрд долларов. Если же нефть будет стоить 65, то сумма подскакивает в 3,5 раза — до 28 млрд долларов.
За два года ЦБ ждет вывоза 34 млрд доллларов, хотя в сентябрьский базовый сценарий закладывали не больше 18 млрд.
Отток увеличивается, потому что есть что вывозить: растут нефтяные доходы, объясняет регулятор в Докладе о денежно-кредитной политике.
Если в 2016-м, на пике нефтяного обвала, в Россию от экспорта поступило лишь 282 млрд долларов, то в текущем это будет уже почти 400. На 63% это нефтегазовые деньги, еще 10,5% дает продажа за рубеж металлов, 5,4% — удобрений, 3,2% — вывоз леса.
Рекордно низкий за 10 лет прогноз оттока держался на предположении, что цены на нефть упадут до 40 долларов за баррель, объясняет регулятор.
Но сделка ОПЕК и растущий спрос в мировой экономике изменили баланс сил: новый базовый сценарий- это 61 доллар за Urals в этом году с падением до 55 -в следующем и 50 — через год.
За январь-февраль, когда нефть за рубеж продавали в среднем по 66 долларов за баррель, а экспорт газа достиг исторического рекорда из-за аномальных холодов в ЕС, частным сектором было вывезено 9,8 млрд долларов. Отток подскочил в 2,2 раза и за два месяца выполнил, который ЦБ давал на год.
Если в прошлом году капитал уходил через банки, которым нужно гасить внешний долг, то теперь к оттоку подключились корпорации, указывает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова: средства утекают на приобретение иностранных активов.
Покупки российских активов нерезидентами при этом могут сократиться, предупредила в свою очередь Набиуллина.
Ужесточение денежной политики ФРС США и других ведущих центробанков «приведет к пересмотру премий за срочность и риск, а также к возможной переоценке вверх нейтральных процентных ставок за рубежом — это может снизить привлекательность вложений в страны с формирующимися рынками, к которым относится и Россия», — сказала глава ЦБ.
При этом, подчеркнула она, «нормализация денежной политики в США и Еврозоне может происходить быстрее, чем сейчас ожидают участники рынков, и пересмотр ожиданий рынков может сопровождаться всплесками волатильности, как в феврале этого года».
Leave a Reply