Современные архитекторы все чаще стали слепо гнаться за модой. Одни увлекаются горизонтальными линиями, другие – волнами, третьих привлекает идея бесформенных, абстрактных зданий. По мнению лауреата Притцкеровской премии, известного на весь мир японского архитектора Сигэру Бана, единственный способ для зодчего не поддаться банальному влиянию моды – искать новые подходы к проектированию конструкций и… новые материалы. Свои уникальные дома Бан делает из картона…
Ему нравился запах дерева… Сигэру родился в 1957 году в семье сотрудника компании «Тойота» и дизайнера одежды, но сам еще в детстве решил, что станет архитектором. Впрочем, когда у них дома работали строители, он еще не имел представления о том, что есть такая профессия, как архитектор – просто восхищался тем, что делают эти люди. Ему нравился запах дерева, он подбирал использованные щепки и бруски и потом пытался сделать из них что-то сам. Модель своего первого дома Сигэру собрал, когда учился в 10 классе… Сейчас он признан не только лучшим архитектором Японии, но и одним из величайших зодчих в мире. Среди его экстравагантных работ – картонная католическая церковь в японском городе Кобе, выполненный из бумаги пешеходный мост через реку Гардон на юге Франции (его бумажно-пластмассовые ступеньки сделаны из переработанного вторсырья), бумажный концертный зал в Италии, школа из картонных труб в Китае и еще много, много подобных проектов. Бан не раз подчеркивал, что творит не ради денег или мирового признания, а прежде всего для людей: «Некоторые известные архитекторы, добившись славы, перестают строить жилые дома. Ведь они не приносят большого дохода. Я с ними не согласен. Архитекторы, которых я уважаю (например, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ или Алвар Аалто) никогда не переставали строить жилье для людей, и я тоже никогда не утрачу интерес к этому направлению». Архитектор для обездоленных Наибольшую известность и уважение Сигэру Бан снискал как архитектор зданий для беженцев, пострадавших от стихийных бедствий. Руанда, Гаити, Эквадор, Китай, родная Япония – практически везде, где есть беженцы, настоящей палочкой-выручалочкой становятся картонные трубки Сигэру Бана. На их основе он возводит простые конструкции, которые дешевы, легки, очень быстро собираются и впоследствии могут быть использованы повторно – в другой точке земного шара. Создавая дома для беженцев, архитектор руководствуется исключительно теми запросами, которые исходят от пострадавшей страны. И условия бывают очень специфическими. Например, возводя приюты для пострадавших от геноцида в Руанде, Бан постарался максимально экономно использовать материал, ведь он был ограничен в бюджете (50 долларов на один дом). К тому же, разрабатывая проект, он понимал, что если жилье для беженца будет слишком шикарным, у человека не будет мотивации когда-нибудь вернуться и восстановить свой собственный дом, а это неправильно. Работая над жильем для пострадавших от землетрясения и цунами 2011 года в Японии, Бан столкнулся с еще одним интересным нюансом. С одной стороны, беженцы хотели, чтобы в их временных домах была возможность уединиться, с другой – правительство не одобряло слишком закрытые помещения, поскольку нужно было осуществлять над пострадавшими контроль (например, следить, чтобы они не пили, не было воровства и т.д.). Архитектор нашел интересный выход: сделал перегородки из полупрозрачной ткани. В прошлом году за свои актуальные проекты для беженцев архитектор удостоен Премии имени Матери Терезы. Бумага и картон – это надолго Архитектор постоянно слышит от скептиков один и тот же вопрос: «А не будут ли картонные конструкции промокать под дождем?» «Вовсе нет, – уверенно отвечает он. В качестве примера Бан приводит церковь, построенную после стихийного бедствия в Новой Зеландии. Ее огромные картонные трубы (600 мм в диаметре) очень прочны, сверху они защищены крышей из поликарбоната, а пол у здания – из бетона. Справедливости ради стоит отметить, что однажды у одного из его европейских зданий из-за рекордно сильного снегопада пострадала крыша, впрочем, такие форсмажоры случаются во всем мире и с обычными (не бумажными) домами. Архитектор вовсе не считает свои монументальные проекты из картона и бумаги временными. Более того, успешность и долговечность того или иного здания, по мнению Бана, определяется вовсе не материалом, из которого оно создано. «Архитектура не должна быть чисто коммерческой. Если здание построено только ради прибыли – даже если оно возведено в бетоне – на самом деле это временная архитектура, – рассуждает он. – В конечном итоге явится какой-нибудь другой разработчик и попытается вас обойти, разрушив ваш проект и построив свой. И в этом случае бетон можно назвать временным материалом. Однако если ты создашь проекты, которые полюбят люди, то независимо от того, из чего сделаны здания, они будут сохранены. Бан – автор не только бумажных проектов. Он работает и с бетоном, и с металлом, и с деревом. Однако четыре года назад престижную Притцкеровскую премию он получил именно за создание своих инновационных бумажных конструкций. «Эта премия для меня – прежде всего мотивация продолжать работать в том же направлении и доказательство того, что дома из бумаги очень нужны людям и за ними будущее, – пояснил он».
Leave a Reply