Июль 31st, 2020
«Дозор» возвращается. Как Украине наладить выпуск собственных бронемашин
Как показали последние годы, в Украине гораздо более прибыльно заниматься ремонтом старой бронетехники или косметической модернизацией под видом капитального ремонта
Эпопея с единой боевой колесной машиной класса 4х4 для Вооруженных Сил Украины продолжается. С началом войны на Донбассе армии срочно понадобились сотни легких бронемашин, которые могли бы заменить морально и физически устаревшие БРДМ-2 еще советского производства. Казалось бы, такая машина есть — по запросам военных еще в начале «нулевых» ХКБМ разработал «Дозор-Б». Машина создана на оригинальном шасси, а не под приспособленном коммерческом (как, например, остальные машины на вооружении ЗСУ), способна выдерживать попадание бронебойных пуль с расстояния в 30 м и осколков 152-мм артиллерийского снаряда. Среди плюсов также максимальная скорость до 100 км/ч по шоссе и неплохое вооружение — боевой модуль с 12,7-мм пулеметом, телевизионной и тепловизионной камерой, а также лазерным дальномером.
Вполне естественно, что военные сразу решили обзавестись новыми машинами, не дожидаясь государственных испытаний – война на дворе. Однако оказалось, что производить машину просто некому – производственную документацию продали в Польшу, где освоили серийное производство аналога под названием Oncilla.
Тем не менее, «Укроборонпром» «делал хорошую мину при плохой игре» и еще в 2015-м заявлял о поставках до конца года 50 «Дозоров». Однако к ноябрю удалось с горем пополам сделать на Львовском бронетанковом заводе и передать на испытания только пару машин. На одной из них на камеру даже прокатился лично тогдашний министр обороны Украины Степан Полторак.
А дальше начались проблемы. Прежде всего, за 10 лет изменились производственные условия — вариант бронекорпуса на Харьковском конструкторском бюро машиностроения пришлось варить из другой марки стали, чем было прописано конструкторами. Кроме того, военные испытатели достаточно быстро выявили у машины почти полсотни недостатков.
Результатом компромисса стало совместное решение Минобороны и «Укробонпрома» о том, что машину примут на вооружение, но лишь после устранения выявленных проблем и подготовки необходимой документации для изготовления установочной партии из 10 машин.
К концу марта 2016 г. броневики были готовы для передачи военным. Однако после первых же дней эксплуатации на днищах двух машин обнаружились сквозные трещины длиной около 40-50 см в зоне расположения двигателя, при этом машины, на которых были обнаружены трещины, прошли чуть более 400 и 100 км. Предпосылки к образованию трещин были и на третьей машине.
Понятно, что ни о какой приемке речи не было — фактически по состоянию на лето 2019 г. оставшиеся машины все еще находились в составе 95-й десантно-штурмовой бригады в статусе «подопытные испытания» (зато их успели прогнать перед публикой на параде ко Дню независимости 2018-го).
В 2020 г. по крайней мере одна машина обнаружилась в составе 46-й отдельной десантно-штурмовой бригады и многие обозреватели сделали вывод, что на проекте можно ставить крест.
Но вдруг как гром среди ясного неба появились сообщения от официальных лиц «Укроборонпрома», о том, что приказом министра обороны Украины от 3 июля 2020-го «Дозор-Б» принят на вооружение ЗСУ. Теоретически это означает, что машина прошла все этапы довольно непростых государственных испытаний и ХКБМ смогло каким-то образом решить проблему со сталью.
Но остается множество вопросов. Так, этой машины нет в оборонном заказе на этот год. Зато в нем предусмотрена закупка 24 польских броневиков-аналогов Oncilla по цена 8,3 млн грн за единицу. То есть, отечественные «Дозоры» если и будут закупаться армией (а иначе зачем нужно было тратить государственные ресурсы на испытания), то только в следующем, 2021 году.
И тут возникает еще очень большой вопрос – захотят ли военные после эксплуатации Oncilla покупать отечественные аналоги? Ведь уже сегодня вполне очевидно, что, во-первых, цена «Дозора» вряд ли будет меньше, во-вторых, культура производства уж очень отличается. Это очень хорошо стало заметно после нескольких лет эксплуатации «европейских» БМП-1.
Опять-таки, остается сакраментальный вопрос – где будет производиться «Дозор»? Судя по всему, ни ХКБМ, ни Львовский бронетанковый завод не очень-то и хотят налаживать новое производство с вкладыванием дополнительных финансов. Как показали последние годы, гораздо более прибыльно заниматься ремонтом старой бронетехники или косметической модернизацией под видом капитального ремонта. А тут нужны и мощности, и кадры.
Поэтому можно говорить о том, что принятие на вооружение «Дозора» через 16 лет после дебюта вовсе не решает проблемы модернизации всего парка легкой бронетанковой техники ЗСУ. По самым скромным оценкам, их требуется несколько сотен, а с закупкой по 25-50 машин в год этот процесс растянется на долгие годы.
Между тем, воевать нужно уже сегодня – как показывает опыт войны на Донбассе, даже поделки от Streit Group на базе гражданских образцов значительно повышают шансы наших бойцов выжить как при наезде на фугас или мину, так и при обстреле со стороны противника.
Что касается выхода из сложившейся ситуации, то тут как кажется надо быть реалистами. Во-первых, понятно, что разворачивание производства у себя в стране гораздо более предпочтительнее, чем закупка за рубежом. С другой стороны, вряд ли наши конструкторы внесли кардинальные изменения в конструкцию, тогда как на Oncilla, к примеру, переработана та же система подвески, на ней стоит другой двигатель, а значит, машина явно будет проигрывать отечественному аналогу.
Поэтому вполне может быть, что стоило бы пойти на некий гибридный вариант: закупить нескольких партий броневиков в Польше, поскольку ЗСУ эти машины нужны срочно, а тем временем государственному «Укроборонпрому» стоило бы начать программу по запуску производственной линии, которая смогла бы обеспечить стабильное серийное производство. А там, глядишь, по опыту эксплуатации в войсках и более близкого знакомства с «поляком» понемногу бы и доработали нашу машину.
Тогда можно было бы говорить и об экспортных перспективах – ведь тем же полякам удалось продать партию «Дозоров», которые на тот момент не состояли на вооружении ни в Польше, ни в Украине, в Сенегал. Думается, недорогая машина с боевым опытом была бы востребована на рынке.
Leave a Reply