Широкая общественность, включая врачей, обеспокоена состоянием здоровья российского оппозиционера
За время нахождения в колонии Алексей Навальный похудел на восемь килограммов, сообщается в телеграм-канале оппозиционного политика. В колонию Навальный прибыл 12 марта.
Состояние его здоровья вызывает опасение у широкой общественности, тем более с учетом объявленной им голодовки.
К голодовке Алексей Навальный был вынужден прибегнуть, поскольку ему из-за пометке в его деле «склонен к побегу» не дают нормально спать по ночам и не предоставляют необходимую медицинскую помощь.
Сам политик, недавно перенесший отравление нервно-паралитическим веществом и долгое время находившийся в коме, жалуется на сильные боли в спине в результате чего у него стали отниматься ноги.
Полторы тысячи врачей подписали обращение к ФСИН и властям страны с требованием предоставить медицинскую помощь заключенному.
В Кремле ситуацию комментировать отказались.
Напомним, в докладе о ситуации с правами человека, опубликованном накануне Госдепартаментом, в части, посвященной России, обращается особое внимание на отравление Алексея Навального. Как отмечается в документе, «из достоверных сообщений следует, что сотрудники Федеральной службы безопасности России использовали нервно-паралитическое вещество, чтобы отравить Навального. Промышленно развитые демократии и страны НАТО осудили отравление Навального и призвали Россию привлечь виновных к ответственности».
С призывом к президенту Владимиру Путину уважать права своего политического оппонента и сохранить здоровье Алексея Навального на днях обращались также лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Эммануэль Макрон.
Игорь Каляпин: «Есть все основания говорить, что политик находится в пыточных условиях»
Председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что судя по всему над Алексеем Навальным в колонии целенаправленно издеваются. По его мнению, также очевидно, что это «демонстративная атака на человеческое достоинство».
«Навальный в течение последних лет сидел достаточно много – и в спецприемниках, и в изоляторах, – добавил он. – Его травили, но он никогда не жаловался на здоровье. И если уж человек такой закалки стал публично просить о помощи и говорить о своих болячках, то наверняка все обстоит действительно плохо».
При этом Навальный не просит, чтобы его помиловали или ему заменили наказание, констатировал Игорь Каляпин: «Он настаивает лишь на том, чтобы ему оказали квалифицированную медпомощь, что прямо предусмотрено законом. Также Алексей вполне обоснованно требует, чтобы над ним перестали издеваться и дали нормально спать. Так что, на мой взгляд, сейчас есть все основания говорить, что политик находится в пыточных условиях».
Вместе с тем у правозащитника есть опасения, что Навальный может разделить судьбу Сергея Магнитского, скончавшегося в 2009 году в изоляторе «Матросская тишина» в результате того, что ему своевременно не оказали врачебную помощь. Как ему представляется, это хорошо осознаёт и сам оппозиционер: «Навальный умудрен опытом и принял решение о голодовке не спроста. Раз он пошел на такой шаг, то понимает, что у него просто нет шансов досидеть до конца срока, сохранив хоть остатки здоровья. У него элементарно не осталось другого выхода. К сожалению, никакие правовые способы защиты, включая обращение в ЕСПЧ, в этой ситуации не дают нужного результата». Думаю, Алексей Навальный принял столь тяжелое решение, взвесив все обстоятельства, резюмировал председатель «Комитета против пыток».
Сергей Давидис: «Власти в данной ситуации скорее проигрывают и приобретают (или усиливают) репутацию палачей».
Руководитель программы «Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов» правозащитного центра «Мемориал» Сергей Давидис целиком согласен с тем, что ситуацию с Навальным можно приравнять к пыткам. По его оценке, условия, в которых содержится оппозиционный политик, являются недопустимыми.
«Это нарушает его права точно так же, как и любого другого заключенного, – утверждает собеседник «Голоса Америки». – Поэтому Навальный сейчас защищает не только себя, но и других. Голодовка может привести к удовлетворению его требований. Тем более, он не хочет ничего сверхъестественного вроде освобождения, что собственно тоже было бы вполне законно. Он требует соблюдения в отношении себя минимальных прав».
Чем больше внимания будет привлечено к голодовке, тем больше шансов, что требования Навального будут удовлетворены, считает правозащитник: «В этой связи обращение международных лидеров (президента Франции Макрона и канцлера Германии Меркель) к Владимиру Путину также может возыметь своё действие. Задачи власти – изолировать оппозиционного политика, в том числе информационно. А сейчас все происходит с точностью до наоборот. Так что власти в данной ситуации скорее проигрывают и приобретают (или усиливают) репутацию палачей».
Сергей Давидис также разделяет опасения за судьбу Алексея Навального. По его словам, основания для подобных опасений в условиях российской пенитенциарной системы всегда есть. «Боюсь, в колонии даже при желании не способны оказать ему эффективную медпомощь, потому что система заточена абсолютно на другое, как справедливо говорил Ходорковский. Поэтому риск для здоровья и жизни Навального, безусловно, есть. Добиваются ли власти специально плохого исхода, не знаю. Надеюсь, что нет», заключил руководитель программы «Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов» правозащитного центра «Мемориал».
Leave a Reply