Поделив третье место с Болгарией, по этому показателю Россия вошла в топ-3 антилидеров среди европейских стран: уровни ниже были зафиксированы лишь в Словении и Греции, следует из данных, которые приводит в обзоре Центр конъюнктурных исследований ВШЭ.
В Испании и Латвии индекс потребительской уверенности оказался выше, чем в России, на 10 процентных пунктов, в Бельгии и Польше — на 16 п.п., в Италии и Германии — на 19 п.п.
Опрос, в котором участвовали более 5 тысяч россиян, показал, что у 39% в течение последних 12 месяцев ухудшилось материальное положение и лишь 9% ждут изменений в лучшую сторону.
58% «негативно» оценили ситуацию в российской экономике и только 11% считают, что она улучшится в ближайший год, тогда как 43% ждут дальнейшего движения вниз.
«Совокупные макроэкономические ожидания участников опроса опустились в диапазон наиболее пессимистических значений за весь период наблюдения», — говорится в обзоре: хуже люди оценивали перспективы экономики лишь дважды — в первом квартале 2009 года, на фоне глобального финансового кризиса, и в четвертом квартале 2020-го — в разгар пандемии.
Снизились все компоненты индекса потребительских настроений, и примечательно то, что это произошло на фоне необычайно благоприятной официальной статистики, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович: так, ВВП по итогам 2021 года прибавил 4,5% — максимальную величину за 11 лет, а реальные располагаемые доходы показали рост больше статистической погрешности впервые за 8 лет.
«Скорее всего, на когнитивные ощущения респондентов, участвующих в потребительских опросах, оказывают влияние в том числе внеэкономические факторы. Это абсолютно непредсказуемый маршрут COVID-19 и усилившаяся в последнее время санкционная риторика на фоне обострившейся геополитической ситуации», — предполагает Остапкович.
Другая причина, мешающая людям увидеть экономическое чудо, о котором рапортует Росстат, — это инфляция, следует из опроса: практически две трети потребителей (63,1%) ждут «значительного повышения» цен, причем за квартал их доля выросла на 5 п.п.
Согласно Росстату, по итогам прошлого года индекс потребительских цен вырос в России на 8,6% и продовольственная инфляция достигла 10,9% и стала рекордной с декабря-2015.
Но если оценивать инфляцию не по корзине Росстата, а по реальному потреблению домохозяйств, то она достигает 18%, выяснили эксперты «Ромира»: на столько подрожали товары ширпотреба, собранные на основе 15 миллионов покупок, сделанных россиянами в последние 13 лет.
Инфляцию выше на декабрь прошлого года зафиксировали лишь Аргентина (50,9%) и Турция (36,1%), а также ряд африканских государств и страны-изгои, находящиеся на грани экономического коллапса (35% в Иране, 60,7% в Зимбабве, 139% в Сирии, 686% в Венесуэле).
Leave a Reply