Владимир Путин всегда отрицал наличие у него какого-либо серьезного богатства. Тем не менее одному из его родственников при зарплате в 8500 долларов в год каким-то образом удалось накопить активов на 573 миллиона долларов.
Российский президент Владимир Путин опровергает слухи о том, что он — одна из богатейших персон в мире.
Он даже пошутил об отсутствии потребности в деньгах. «В гробу карманов нет, деньги с собой не унесешь», — сказал он в интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну в документальном фильме, который вышел в этом году.
В ответ на вопрос о том, сопоставимо ли его состояние с богатствами Рокфеллеров, Морганов или Онассисов, Путин рассмеялся и ответил: «У меня нет такого богатства, о котором говорят».
Действительно, имя Путина ни разу не появлялось в каких-либо находящихся в открытом доступе документах, которые могли бы указывать на принадлежащие ему активы или офшорные компании. Согласно полученным Transparency International имущественным декларациям, у него есть весьма скромный банковский счет и другая собственность, но ни о каких шикарных яхтах и огромных виллах речи не идет. Доход Путина за 2016 год составил 8,9 миллиона рублей. Однако лишь немногие верят, что он просто скромный госслужащий. Есть свидетельства того, что он управляет своими активами с помощью гораздо более запутанной схемы.
Некоторые друзья и родственники президента никогда не занимались политикой или крупным бизнесом. Они не кичатся баснословным богатством, не занимают высоких постов и живут достаточно скромно. Тем не менее они оказываются владельцами активов на сотни миллионов долларов, но при этом порой едва могут вспомнить названия принадлежащих им компаний.
Состоятельный «специалист»
Один из них — 49-летний Михаил Шеломов, сын двоюродной сестры Путина Любови Шеломовой.
Шеломов не появляется на публичных фотографиях, о нем вообще мало что известно. Последние десять лет он работает «ведущим специалистом» в петербургском филиале госкомпании «Совкомфлот», занимающейся транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Он сам отвечает на звонки в офис и вежливо общается с журналистами.
Субхолдинг «СКФ Арктика» не предоставляет информацию о зарплатах своих сотрудников. По данным российского сайта по трудоустройству Trud.com, обычная зарплата на подобной должности составляет порядка 40 тысяч рублей, или примерно 8400 долларов в год.
Доход совсем не выдающийся. Однако, как удалось выяснить журналистам OCCRP, за несколько лет Шеломов, по последним данным, приобрел активы на сумму 573 миллиона долларов.
Большая часть его известного состояния — акции крупных корпораций, связанных с представителями ближайшего окружения Владимира Путина. Согласно официальным данным, они принадлежат петербургской компании «Акцепт», владельцем которой является Шеломов. У этой компании нет веб-сайта, и, судя по всему, никакой коммерческой деятельностью она не занимается; похоже, она была создана исключительно для владения акциями других компаний.
Гоночная трасса
О некоторых аспектах деятельности «Акцепта» не особо осведомлен и сам Шеломов.
В конце 2016 года журналисты OCCRP выяснили, что его фирма «Акцепт» приобрела 50 процентов компании «Игоры драйв», которая занимается строительством гоночной трассы близ Петербурга, недалеко от горнолыжного курорта Игора.
ИГОРА
Игора известен как один из любимых горнолыжных курортов Путина. По информации агентства Reuters, в феврале 2013 года там провели свадьбу его дочери Екатерины. Кроме того, многие инвесторы, вложившие средства в этот курорт, принадлежат к ближайшему окружению президента. Среди них банк «Россия», владельцем которого является старый приятель Путина Юрий Ковальчук, и офшорная компания, принадлежащая еще одному другу президента, виолончелисту Сергею Ролдугину.
О связи бизнеса Ролдугина с президентом стало известно в результате расследования «панамских документов», проведенного совместно Süddeutsche Zeitung, Международным консорциумом журналистов-расследователей, «Новой газетой» и OCCRP.
Автодром в Игоре — проект мирового класса, разработанный известным немецким архитектором Германом Тильке, который создал множество трасс «Формулы-1» по всему миру. С помощью подобных спортивных сооружений российские власти заявляют о своем положении на мировой сцене. А это весьма недешевое удовольствие. По данным «Делового Петербурга»,, стоимость строительства гоночной трассы в Игоре составит порядка 11 миллиардов рублей.
Весной журналисты OCCRP связались с Шеломовым, чтобы расспросить его о проекте, и он немало этому удивился.
«А почему вы мне-то звоните, ко мне обращаетесь?» — спросил он.
Когда журналисты напомнили ему, что его фирме принадлежит половина компании, занимающейся строительством трассы, Шеломов не стал вдаваться в подробности. «Я слышал, конечно. Слышал, но не больше».
Он рассказал, что не в курсе всех тонкостей и знает только то, что уже известно журналистам. По его словам, «там еще пустое поле», проект «все еще только на бумаге».
В интервью российскому интернет-изданию, посвященному автоспорту, один из инвесторов Шеломова и любитель автодромов Владимир Васильев сообщил, что работа над проектом началась в конце 2016 года.
Соинвесторами Шеломова на проекте строительства трассы стали два известных предпринимателя: банкир Юрий Ковальчук из ближайшего окружения Путина и тот же самый Васильев.
Ковальчук входит в список богатейших людей России по версии Forbes с состоянием в миллиард долларов. С 2014 года, как и другие соратники Путина, он находится в санкционном списке США, составленном в ответ на вторжение России в Крым.
Васильев — крупный подрядчик близкой к Кремлю госкомпании-монополиста РЖД и бывший охотничий партнер их отставного руководителя и друга Путина Владимира Якунина. За последние четыре года Васильев заключил с железной дорогой контрактов на 21,8 миллиарда рублей (по данным СПАРК).
Представители Васильева и Ковальчука не ответили на запросы журналистов о комментариях.
Откуда у этих состоятельных людей средства на строительство современной гоночной трассы, ни для кого не секрет. Но где взял такие ресурсы «ведущий специалист» Шеломов и почему ему так мало об этом известно?
Leave a Reply