Идея отказаться от доллара во внешней торговле со странами БРИКС, которая активно продвигалась российскими властями с момента попадания под санкции Запада, пока остается нереализуемой.
Несмотря на три года переговоров с центробанками условного блока и заключенные с ними соглашения о прямых валютных свопах, компании-экспортеры из Китая и Индии не демонстрируют желания переходить на оплату в слабых, непредсказуемых рублях, показала статистика ЦБ по валютной структуре внешнеторговых договоров.
По сравнению с досанкционными уровнями доля рубля в импортных сделках с ними упала почти в 1,5 раза.
Если в 2013-м году 5,8% импортных контрактов со странами БРИКС заключались в рублях, то в прошлом году таких было уже лишь 3,7%.
Китай — крупнейший поставщик на Россию товаров из БРИКС — сократил долю контрактов с оплатой в рублях с 3,9% четыре года назад до 2,7% — в прошлом году.
Поставки из Индии до санкций оплачивались в российской валюте на 24,1%, а за 9 месяцев 2017-го их доля сократилась до 20,8%. Доля долларовых расчетов, напротив, выросла с 61,8% до 66,9%.
С Китаем одна из проблем заключается в том, что в двусторонней торговле очень сильна сезонность: в первом полугодии — это профицит в российскую сторону, во втором — в китайскую сторону, рассказывал ранее замминистра финансов Алексей Моисеев: в такой ситуации для нормальной работы важно иметь развитый рынок капитала, то есть спекулянтов, которые будут скупать юани в первом полугодии и рубли — во втором.
Но создать его не получилось: торги парой юань-рубль идут на МосБирже с 2010 года. Однако их объем — это «чуть больше, чем ничего», говорит директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов: в третьем квартале — максимум 50-60 млн юаней в день. С 2015-го года МосБиржа запустила торги фьючерсом на юань, но там активность еще меньше.
«В большинстве стран мира доллар используется как валюта, которой пополняются резервы, и страны БРИКС здесь не исключение. Рубль не входит в число таких валют, к тому же, его курс очень нестабилен по отношению к доллару«, — объясняет ведущий аналитик AMarkets Артем Деев: приток твердой валюты на Россию, которым можно было бы покрыть возникающий на нее спрос, на 60% зависит от продажи нефти, газа, нефтепродуктов и металлов.
Наконец, если продать свои товары и услуги за рубли, то, скорее всего, купить что-либо за них придется только на России, добавляет эксперт, передает Finanz.ru.
Leave a Reply