Каждая четвертая компания на рынке оценила свое состояние как неудовлетворительное, а их доля практически вернулась к отметкам 2016 года (27%).
«Самому большому негативному изменению подверглись оценки текущего спроса», — рассказывает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло: в прошлом году рост заказов был практически нулевым, в результате «промышленность не смогла обеспечить достаточные для гарантированного выхода из кризиса объемы продаж».
По данным на конец марта, практически каждая вторая компания оценивала спрос как «ниже нормального». Доля предприятий, удовлетворенных портфелем заказов сократилась с 65% до 58%.
Следом начал падать индекс финансового положения предприятий: доля топ-менеджеров, оценивших ситуацию как «неудовлетворительную», подскочила с 9% до 15%.
«Вероятно, низкая инфляция в сочетании со слабым спросом не позволяют промышленности получать достаточно средств для текущей деятельности и финансирования пост-кризисных инвестиционных программ», — делает вывод Цухло.
Спрос на потребительские товары сжался после обвала доходов населения, говорит аналитик «Альпари» Роман Ткачук: розничные продажи по-прежнему на 10% ниже докризисного уровня, а крупнейшие ритейлеры один за другим рапортуют о сложностях. Прибыль X5 в первом квартале упала на 32%, чего в компании не было с 2014 года, а снижение продаж «Магнита» закончилось национализацией сети.
Инвестиционные товары российского производства не выдерживают конкуренции с импортом: если в 2015-м, на пике импортозамещения, 30% российских предприятий выражали намерение закупать отечественное оборудование, то в 2017-м их доля рухнула до 8%, показал опрос РАНХиГС, проведенный в феврале.
Проблема в качестве продукции, отмечает директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан: чтобы сократить издержки и ускорить производственный процесс, в ход идут суррогатные ингредиенты, технологии производства не выдерживаются, регуляторы, которые должны отслеживать соответствие стандартам, коррумпированы.
Объемы промпроизводства в целом по России по-прежнему на 1,3% ниже докризисных уровней, следует из данных РАНХиГC: ударный рост добычи полезных ископаемых (на 5,25%) был компенсирован эквивалентным (5,27%) спадом в обрабатывающем секторе.
При том что производство продовольствия выросло на 10%, а химической продукции — на 40%, отрасли высоких переделов свалились в штопор: производство машин и оборудования по сравнению июлем 2014-го года упало на 7,94%, электрооборудования — на 18,25%, транспортных средств и оборудования — почти на 30%.
Leave a Reply