В ходе опроса на «очень сильный» рост пожаловались 35% респондентов (рекорд с 2017 года), дальнейшего ускорения инфляции ждут 18%, или максимальное число более чем за два года.
Веру в низкую инфляцию пошатнул скачок цен на бензин, на который пожаловались 57% респондентов — почти вдвое больше, чем в мае, констатирует ЦБ. Еще 31% сообщили, что быстрее начали дорожать мясо и птица, 28% увидели рост цен на овощи и фрукты.
Страх перед инфляцией не оставил места надеждам на то, что материальное положение улучшится после самой продолжительной в 20-м веке рецессии.
Индекс потребительских настроений, оценивающий уровень доходов, а также возможности людей тратить и сберегать, в июне спикировал на 13 пунктов. Его обвал стал рекордным за всю историю статистики ЦБ (с 2009 года), а зафиксированное значение — 93 пункта — минимальным за 15 месяцев.
Впервую очередь рухнули надежды на будущее, следует из опроса: индекс ожиданий потребителей обвалился с 117 до 100 пунктов, а его падение также стало беспрецедентным за все 9 лет данных. «Наблюдаемое снижение социальных индикаторов отражает реакцию общества на заметный рост цен на топливо и предстоящую непопулярную пенсионную реформу», — говорит руководитель практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМ Юлия Баскакова.
Опрос, проведенный центром, показал аналогичную картину: 25% россиян оценили свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое», а 26% сообщили, что ждут его дальнейшего ухудшения. Оба показателя стали историческими рекордами и превзошли значения кризиса 2014 года.
Низкая годовая инфляция от Росстата — это статистический мираж: дело в том, что статистика пока учитывает аномально слабый рост цен во второй половине прошлого года, говорит директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.
На недельном и месячном уровне цены уже ускоряются, а в среднем за месяц растут на 0,34% — в пересчете на год это дает 4,2%, что уже выше цели центробанка, объясняет Тремасов: к сентябрю эффекты статистики рассеются, и годовой показатель подскочит до 3-3,2%, а следующем выйдет на 4,5-5%, что»ставит крест на возможности снижения ставки ЦБ».
В этих условиях самый заметный провал возникает в сфере ожиданий, констатирует Баскакова: «Многие предполагают, что в ближайшем будущем их материальное положение станет хуже. Перспектива затягивания поясов не выглядит радужной и правильность выбранного направления развития страны начинает подвергаться сомнению».
Leave a Reply