В Страсбурге 25 января завершилась зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы – организации, членом которой Россия является с 1996 года, и возможность выхода из которой бурно обсуждает сейчас официальная Москва. Наиболее громким днем недельной работы ПАСЕ стал четверг 24 января, когда Ассамблея приняла резолюцию, осуждающую Россию за захват украинских моряков, а российские пропагандисты в кулуарах ПАСЕ устроили скандал.
Ассамблея – России: украинские моряки подпадают под Женевскую конвенцию
В результате дебатов в четверг по докладу парламентария из Германии Андреаса Ника «Эскалация напряженности вокруг Азовского моря и Керченского пролива, и угрозы европейской безопасности» ПАСЕ приняла резолюцию, которая осуждает Россию «за применение военной силы против украинских военных кораблей и их экипажей» в Керченском проливе, а также призывает Москву «немедленно освободить украинских военнослужащих и обеспечить им необходимую медицинскую, юридическую и/или консульскую помощь в соответствии с положениями гуманитарного права, в том числе Женевских конвенций».
Именно распространения Женевской конвенции об обращении с военнопленными на захваченные Россией 25 ноября прошлого года три украинских корабля и их экипажи добивается Киев и адвокаты моряков, содержащихся сейчас в следственных изоляторах в Москве.
Также ПАСЕ потребовала обеспечить свободу прохода в Азовском море и Керченском проливе в соответствии с договором между Россией и Украиной «О сотрудничестве в области использования Азовского моря и Керченского пролива», и воздерживаться от насилия.
Ассамблея в резолюции назвала строительство Россией моста в Крым незаконным и поддержала предложение Германии и Франции о том, чтобы наблюдатели от третьих стран следили за движением судов, гарантируя свободу судоходства в Керченском проливе.
В ходе дебатов абсолютное большинство европейских парламентариев поддержали требования Украины об освобождении захваченных Россией моряков. Однако два депутата ПАСЕ – социалист Любош Блаха из Словакии и националист Александр Шешель из Сербии – выступили в качестве представителей российской точки зрения, обвинив Украину в провокации и назвав Крым «российским».
Российские пропагандисты в кулуарах ПАСЕ
Российские представители на сессии не присутствовали: Россия на прошлой неделе приняла окончательное решение не посылать делегацию в ПАСЕ и не платить свой взнос в бюджет Совета Европы в полном объеме.
Однако представители российских государственных медиа в ПАСЕ на этой сессии работали, а сотрудница государственного телевидения России Ольга Скабеева оказалась вовлеченной в скандал, произошедший прямо перед залом заседаний ПАСЕ 24 января.
Скабеева, работавшая как корреспондент российского государственного ТВ на сессии ПАСЕ, подошла к депутату ПАСЕ от Украины Ирине Геращенко, которая по-русски делала заявление для журналистов с предложением обменять всех украинских политзаключенных из российских тюрем на российских граждан, которых Украина взяла в плен как участников военного конфликта на стороне пророссийских сепаратистов.
Сотрудница телевидения России начала нарочито громко, параллельно с заявлением Геращенко, комментировать слова представительницы Украины, и никак не реагировала на замечания политиков и журналистов. В конце концов один из членов делегации Украины, Борислав Береза, постарался оттеснить Скабееву от Геращенко, что моментально вызвало громкие протесты российской телевизионной группы.
Позже конфликт вышел за пределы ПАСЕ – за Ольгу Скабееву в своем Telegram-канале заступился лидер Чечни Рамзан Кадыров, который предложил Бориславу Березе извиниться перед сотрудницей российского ТВ, а также пригрозил ему физической расправой.
Российская тема в ПАСЕ
Российская тема в ПАСЕ звучала на протяжении всей сессии: в день ее открытия председатель ПАСЕ Лилиан Мори Паскье дипломатично намекнула на то, что отсутствие российской делегации в зале никому не идет на пользу, но платить в бюджет Совета Европы обязаны все, а днем позже, 22 января, эту же мысль повторил генеральный секретарь Совета Европы Турбъерн Ягланд.
23 января Ассамблея приняла резолюцию с призывом к странам-членам Совета Европы принять законы, аналогичные «Закону Магнитского» в США. Как было подчеркнуто в документе, власти России не добились прогресса в привлечении к ответственности лиц, причастных к смерти Сергея Магнитского.
25 января, в последний день работы зимней сессии ПАСЕ, Лилиан Мори Паскье вернулась к финансовой теме: она заявила журналистам, что Россия должна будет выплатить долг перед Советом Европы даже в случае выхода из него. «Это все еще долг, который есть у России перед организацией, и даже в случае выхода он останется долгом. Потому что пока Россия является полноценным членом Совета Европы. Председатель Ассамблеи добавила, что в настоящее время Россия задолжала бюджету Совета Европы перед 60 млн евро, и долг растет «месяц за месяцем».
Владимир Арьев: Россия становится нарушительницей Женевских конвенций
Глава украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев в интервью Русской службе «Голоса Америки» по итогам сессии Ассамблеи назвал принятие резолюции по инциденту в Керченском проливе самым важным моментом уходящей недели в Страсбурге: «Самым важным моментом в этой резолюции, в свою очередь, было то, что, наряду с уже звучавшими ранее призывами немедленно освободить наших моряков, там содержится ссылка на Женевские конвенции, которая предусматривает, чтобы с ними обращались как с военнопленными. Это означает, что непозволительно судить наших военнослужащих гражданским судом, и в принципе по истечении военного конфликта Россия должна освободить их. Из этого логически вытекает, что сейчас создалась ситуация, когда Россия стала нарушителем Женевских конвенций».
«Юристы, которые защищают наших моряков, в том числе Николай Полозов, считают, что такая констатация и упоминание Женевских конвенций крайне важны для освобождения наших ребят, а также для подачи возможных исков в международные судебные инстанции и международного давления», – пояснил глава делегации Украины в ПАСЕ.
Владимир Арьев считает, что ПАСЕ не хочет доводить ситуацию до фактического ухода России из Совета Европы, но и не может согласиться с игнорированием Москвой базовых правил организации: «Выхода не хотят, потому что видят, что Совет Европы – это единственная юридическая сцепка России с Европой, особенно через ЕСПЧ. Но и не хотят прогибаться под шантажом России, призывающей вернуть ей полномочия просто так, такой, как она есть. Это – патовая ситуация, из которой я не вижу выхода, а лобби России тут достаточно сильное, но не решающее».
Leave a Reply