Хабаровск задыхается от лесных пожаров. Сейчас в Приморье горит лес, и город заволокло дымом, который тянется с левого берега Амура. Порой здесь сложно разглядеть силуэты прохожих, а запах дыма чувствуется даже в квартирах с закрытыми окнами.
Свежий воздух приходится покупать
Елена Степанова не любит весну и осень: традиционно в Хабаровске это сезоны пожаров, а значит – головная боль и бессонница. Но такого задымления в городе, как в этом году, она не припомнит.
– Постоянно тошнит, болит голова, нет сил. Обращалась к медикам. Они посоветовали надевать маску, закрывать плотно окна и вешать мокрую простынь или уезжать из Хабаровска на время пожаров. Все кругом горит, но никто ничего не предпринимает, – делится Елена Степанова.
Ее соседка пенсионерка Елена Петренко страдает астмой и вынуждена почти всю осень сидеть дома. Врачи рекомендуют ей плотно закрывать окна и развешивать по квартире мокрые простыни. В ход идут дополнительные средства – увлажнители и очистители воздуха, баллоны с кислородной смесью. Свежий воздух горожанам приходится покупать. Один баллончик в аптеке обходится в 700–800 рублей.
– Давление поднимается, приступы усиливаются. Медицина сегодня недешевая, 3 тысячи я недавно потратила на препараты. Уже месяц дымит, а куда спрячешься? – жалуется Елена Петренко.
Как говорит и.о. заведующей пульмонологическим отделением городской клинической больницы №10 Оксана Бондаренко, задымление вызвало обострение у людей, страдающих хроническими бронхо-легочными заболеваниями. В пульманологические отделения городских больниц постоянно поступают новые больные. Не менее опасен дым для беременных и детей.
– Беременные дышат токсическими веществами и находятся в гипоксии (пониженное содержание кислорода. – Прим.), вместе с ними задыхается плод. Это грозит аномальным развитием и преждевременными родами, – говорит Оксана Бондаренко.
29-летняя Анастасии Легалина ждет ребенка. Пытаясь достучаться до властей региона, она организовала пикет возле здания краевого правительства.
– Мы задыхаемся. Говорят, что пожары в Китае, пожары в соседней Еврейской автономной области… Власти почему-то опровергают очевидные факты: полыхает прямо под боком. В последние несколько дней люди активизировались. В соцсетях стали в большом количестве появляться фотографии дыма, которые люди делают из собственных окон и с городской набережной. Я сама регулярно становлюсь очевидцем того, как горит левобережье и Большой Уссурийский остров, – рассказывает Анастасия.
Результатом пикета стало обращение в прокуратуру, под которым горожане поставили подписи. Хабаровчане просят проверить эффективность расходования бюджетных средств на тушение природных пожаров в регионе, а также то, как расходуются 20 млн долларов, которые в 2015 году Всемирный банк выделил правительству региона на обновление техники для тушения природных пожаров. Как отметили в управлении лесами правительства Хабаровского края, такая договоренность со Всемирным банком действительно была.
– С ними мы работаем по пилотному проекту, но банк не перечисляет деньги, а занимается закупкой техники и оборудования по нашим заявкам. Лесные пожары на территории края тушим своевременно. Что касается сельхозпалов – ими занимается МЧС, – сообщил по телефону начальник отдела охраны и защиты лесного фонда управления лесами Сергей Бутин.
С 1 ноября ситуацию с природными пожарами и палами в краевом МЧС журналистам комментировать вообще перестали. Вместо этого на официальном сайте ведомства появилось такое сообщение: «На территории Хабаровска отмечается небольшая задымленность. Превышения ПДК нет».
В ГУ МЧС России по Хабаровскому краю утверждают, что ситуация под контролем. По словам пресс-секретаря ведомства Екатерины Потворовой, все возгорания устраняются оперативно, а на места поджогов в течение суток с момента обнаружения пала выезжает специализированная техника.
Такая техника действительно была замечена в один из октябрьских дней – над дымящимся островом Кабельный летал вертолет Ми-8, который для тушения пожара зачерпывал воду из реки. Вечером того же дня в Единой дежурно-диспетчерской службе сообщили, что пожар удалось ликвидировать. Но сразу же после звонка в ЕДДС горожане из своих окон увидели, что остров продолжает гореть.
Сильные пожары всю осень полыхают и на Большом Уссурийском острове. Тушить их людям приходится самостоятельно. Остров отрезан от Большой земли, и пожарные машины не могут доехать сюда по бездорожью и болотам.
– Гореть начинало всегда ночью. Мы друг друга будили и шли тушить. В ход шли ведра и лопаты – больше было нечем. Страшно, когда ночами не спишь и все время вздрагиваешь. А сейчас горят острова напротив нас через Чумную протоку. Никто их не тушит – лес просто выгорает, и все. Из Хабаровска в Приморье постоянно отправляют помощь для тушения пожаров, а на нас всем плевать, и это очень обидно. Из помощи у нас только коробочка с медикаментами, которую нам подарил Минздрав. Как на Украину – так фуры, а нам коробочку, – рассказывает островитянка Любовь Суслова.
Пожарище на островах левобережья отлично видно на фотографиях, которыми горожане делятся в социальных сетях. Эти снимки они делают из своих квартир, окна которых как раз выходят на Амур. И если с лесными пожарами в крае борьба еще как-то ведется, то палы на левом берегу, судя по десяткам фотографий, никто не тушит.
Leave a Reply