Для Промсвязьбанка, как и для двух других клиентов фонда, будет запущен «печатный станок», за счет которого будут «предоставлены средства на поддержание ликвидности»: это «повысит финансовую устойчивость банка и будет способствовать дальнейшему развитию кредитной организации», сообщает ЦБ.
По данным «Ведомостей», по итогам проверки, проведенной в мае, центробанк потребовал от ПСБ направить в резервы 100 миллиардов рублей — эти средства служили бы буфером в случае потерь по проблемным активам, доля которых в портфеле ПСБ на 30 июня достигала 19% (оценка Moody’s).
Но этих денег у акционеров не оказалось: собственный капитал банка — всего 152 млрд рублей, из лишь 107 млрд — основной капитал, который может быть использован на покрытие убытков.
Совладелец и предправления Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев в четверг вечером ездил на переговоры в ЦБ, но договориться не удалось, рассказал РБК близкий к банку источник. В пятницу Ананьев обвинил в проблемах банка «не всегда корректные действия конкурентов и информационные атаки».
Даже без отчислений в резервы капитал Промсвязьбанка находился «под давлением», отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай: на 1 ноября по РСБУ показатель достаточности базового капитала (Н1.1) составлял 6,579%, а с 1 января требования по этому нормативу повышаются до минимум 6,8%.
В результате акционерам нужно было либо внести деньги, либо сократить объем взвешенных по риску активов. В третьем квартале прибыль ПСБ упала вдвое, а с начала года банк заработал всего 3,4 млрд рублей.
«Во 2-3 квартале банк выдал новые и/или пролонгировал старые кредиты на сумму 215 млрд руб. (примерно 28% портфеля), что отражает высокую кредитную активность (несвойственную банку с большой долей корпоративных кредитов), а также может косвенно свидетельствовать о неспособности некоторых заемщиков своевременно исполнять свои кредитные обязательства», — отмечает Порывай.
Акции Промсвязьбанка по итогам торгов в четверг упали на 7,4%, а в пятницу рухнули еще на 10%. Торговый оборот взлетел на 6000%: МосБиржа зарегистрировала сделки на 16,5 млрд рублей.
В случае передачи банка в фонд санаций и его национализации по примеру Бинбанка и «Открытия» в топ-10 российских банков останется всего две частных организации: это Альфа-банк (7-е место по размеру активов) и Московский кредитный банк, который в октябре получил поддержку от «Роснефти», разместившей в нем 22 млрд рублей на депозиты на 49 лет.
Промсвязьбанк будет продолжать работать в обычном режиме, а вкладчики, скорее всего, санации «просто не заметят»; другое дело, что банк «переходит из частных рук к ЦБ, и это ситуация достаточно тревожная», отмечает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков: госсектор продолжает нарастать, параллельно с отзывами лицензий процесс огосударствления продолжается.
На 2016-2017 годы коммерческие банки не получают прибыли, а ЦБ спасает социально значимые банки за счет эмиссии рублей, констатирует Солодков.
«Но возникает вопрос: когда прибыльность нулевая, кто эти банки в дальнейшем будет покупать, кроме тех же самых госбанков? То есть мы возвращаемся к единому госбанку СССР, который выполняет все функции, то есть сейчас ситуация такова, что ЦБ и регулятор, и проводник ДКП, и владелец банков. Такого в принципе быть не может» — заключил эксперт.
Российская банковская система находится в «стабильном» состоянии, заявила 27 октября на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава ЦБ Эльвира Набиуллина: за три года 300 банков рухнули и лишились лицензий, а на поддержку остальных государству пришлось потратить 3,2 триллиона рублей.
Leave a Reply