Понятно, что ее развитием все годы независимости никто не занимался, время от времени делали вид, что модернизируют. Однако и после окончания активной фазы войны на Донбассе в 2015 г. никто не смог внятно изложить концепцию развития.
А тем временем «часики» советских машин «тикают» — и очень скоро Украина станет перед огромной проблемой — изношенные донельзя самолеты просто не смогут подниматься в воздух.
У военных специалистов есть такой термин «прогнозированный срок службы», который зависит исключительно от усталости металла и закладывается еще на этапе проектирования летательного аппарата. Итак, судя по всему для Воздушных Сил Украины картина складывается весьма неприглядная: основной парк как-то фронтовой истребитель МиГ-29, истребитель-перехватчик Су-27, штурмовик Су-25, даже учебно-боевой Л-39 «Альбатрос» может чисто теоретически долетать только до 2030 г. Исключение составляет только военно-транспортный Ил-76, который долетает до 2035 г.
Причем это дата не такая уж далекая и рассчитана по самому «свежему» самолету — машины ранних выпусков выводить из боевого состава надо раньше. Фактически «дедлайн», когда начнут массово «сыпаться» самолеты — это 2025 г. А это буквально через 6 лет!
Выходов тут может быть два — организация собственного производства универсального самолета, способного заменить хотя бы два — три типа машин. Или же покупка самолетов иностранного производства — опять-таки, учитывая скромные финансовые возможности, максимум двух типов.
Первый вариант можно отмести сразу — за 6 лет «поднять на крыло» любой самолет «с нуля» нереально — максимум организовать лицензионное производство — и то под большим вопросом.
В тоже время наши военные и представители военпрома вместо накопления средств и конкретных шагов в направлении покупки иностранных машин — а тут кроме всего придется полностью приспосабливать и аэродромную сеть, и логистику, и много чего — пошли по пути частичной или полной модернизации существующих советских самолетов.
Причем берутся за все и сразу. Яркий пример — последняя поездка министра обороны Степана Полторака во Львов и Одессу, где ему с помпой презентовали два проекта модернизации — МиГ-29 (в варианте МУ2) и Су-24МР.
Попробуем объективно оценить важность этих проектов для Воздушных Сил в данный конкретный момент. Собственно идея МиГ-29-штурмовика появилась уже давно и стала актуальной в ходе войны на Донбассе, когда небольшой парк специализированных Су-25 просто не справлялся с поставленными задачами.
Поэтому «Львовский государственный авиационно-ремонтный завод» стал спешно реализовывать проект модернизации чистого фронтового истребителя для применения управляемого оружия класса «воздух — поверхность». Ведь изначально с самолета по наземным целям можно применять только бомбы и неуправляемые ракеты.
«Львовяне» предлагают военным самолет с возможностью применения либо управляемых ракет, либо корректируемых авиабомб. Но, на вооружении Воздушных Сил состоит единственный тип ракеты класса «воздух — поверхность» — Х-29. Однако дальность стрельбы такой ракетой не превышает 10 км, что подвергает ее носитель повышенным рискам со стороны средств ПВО. Летчик фактически не сможет запустить ракету, не входя в зону действия зенитных систем. В контексте того же конфликта на Донбассе это может быть серьезной проблемой.
Авиабомбы, которую предлагают подвешивать под МиГ-29МУ-2, в серийном производстве просто не существует. Уже долгое время она создается в ГосКБ «Луч». Известно, что такое изделие оснащается телевизионной головкой самонаведения с возможностью самостоятельного выхода на цель. Также судя по недавней оборонной выставке в Киеве «Луч» также предлагает проекты дополнительной аппаратуры для превращения неуправляемых бомб в корректируемые. Однако это все опытные образцы и серийно они не выпускаются.
Оценить более современную кабину, в которой якобы заменены все советские аналоговые индикаторы на цифровые, без полного цикла государственных испытаний сейчас не представляется возможным.
В Одессе министру обороны Украины в числе прочего продемонстрировали ряд проектов модернизации парка Су-24М и Су-24МР. И если превращение среднего бомбардировщика в носитель противокорабельной ракеты «Нептун» еще можно приветствовать, то модернизация разведчика Су-24МР, как нам видится, мертворожденный проект.
Хотя тот же Полторак заявил, что, «после завершения модернизации это будет совсем другая машина — разведывательная машина, которая позволит четко осуществлять управление воздушными Силами ВС Украины в ходе ведения боевых действий. Повысит их эффективность и самое главное, что всю информацию, которая необходима для принятия решений в ходе боя, руководитель ведения боевых действий будет получать в онлайн-режиме».
Однако мало кто обратил внимание, что в числе прочего «одесситами» было заявлено, что первый модернизированный самолет военные смогут получить только через два (!) года. Как видится, в нынешних условиях это достаточно большой срок.
И еще. Есть ли необходимость в наличии воздушного разведчика в составе Воздушных Сил на сегодняшний день? Ведь практически во всех военно-воздушных силах мира ныне происходит массовая замена специализированных самолетов в сторону универсального аппарата. И да — не стоит забывать, что все больше места занимают беспилотные аппараты. Причем именно в сфере воздушной разведки. Дроны, которые начинали свою историю именно с этой функции, ныне безраздельно ее занимают. Поэтому вопрос — стоит ли вкладывать средства в столь не перспективный проект остается открытым. По крайней мере с точки зрения здравого смысла.
Таким образом, с сожалением стоит констатировать, что запущенные сразу несколько программ модернизации советской авиатехники пока что просто выкачивают скромные финансовые ресурсы и не имеют особой ценности для Воздушных Сил. Изменится ли ситуация в ближайшие годы — пока совершенно непонятно.
Leave a Reply