Интерес нерезидентов к российской экономике резко сократился весной, когда Минфин США ввел санкции против «Русала», а план ее ускорения путем повышения налогов, закрепленный майским указом Владимира Путина, оказался бессилен изменить ситуацию.
Если в первом квартале приток прямых инвестиций составил 5,6 млрд долларов, на 10% превысив прошлогодний уровень, то во втором упал до 1,7 млрд долларов и оказался в 7,5 раза меньше, чем за тот же период 2017 года.
За весь прошлый год, по данным ЦБ, российская экономика получила 23,2 млрд долларов от прямых инвесторов из-за рубежа. Это на 25% меньше, чем в 2016-м, вдвое меньше, чем в 2011-м, и втрое ниже показателя 2013 года.
Причем в четвертом квартале нерезиденты вовсе сворачивали операции и распродавали активы, после чего вывели 1,6 млрд долларов. Отток прямых инвесторов на квартальной основе был зафиксирован центробанком лишь третий раз с 1992 года: даже на фоне дефолта 1998-го и мирового финансового кризиса 2008-09 гг в реальный сектор РФ приходили деньги из-за рубежа.
У нерезидентов меняются приоритеты — вместо вложений в реальный сектор они предпочитают финансовые спекуляции, скупая облигации российского правительства или ценные бумаги корпораций; это может означать рост недоверия, отмечает ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Сергей Пухов.
Инвестиционный климат в стране для бизнеса в целом остается экстремально холодным, а «островки благоденствия» создаются в России искусственно, за счет бюджета, указывает завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.
Перспективы роста экономики становятся все туманнее: доходы населения практически не растут (лишь на 0,3% на май-2018), а рентабельность любого бизнеса, кроме продажи за рубеж полезных ископаемых стремительно снижается.
По данным Росстата, за январь-апрель прибыль в добыче нефти и газа подскочила вдвое, в целом по добывающему сектору — в 1,6 раза, тогда как в обрабатывающей промышленности упала на 3,6%, в сельском хозяйстве — на 25,1%, в сфере недвижимости — втрое, а доля убыточных предприятий достигла 34,2% — максимума за 4 года.
Новым ударом по несырьевому сектору станет повышение НДС, а пострадают в первую очередь средне- и высокотехнологичные отрасли, предупреждает директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
По прогнозу МЭР, из-за роста налоговой нагрузки скорость роста ВВП замедлится в 2018 году до 1,4%, а рост реальных зарплат — более чем в 6 раз, 6,3% до 1%.
Leave a Reply